Методическая копилка

Музыкально-дидактические игры и их роль
в сенсорном воспитании
      Одним из важнейших средств развития музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
     Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни. С этой целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки.
     Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, развивают слух и ритм. Полезно использовать следующие музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Птички и птенчики», «Чей домик?»,
«Кто в гости к нам пришёл?», «Угадай-ка», «Громко - тихо запоём», «Нарисуй мелодию» и другие.
     В процессе слушания музыки, чтобы ребёнок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, нужно обращаться к таким музыкально-дидактическим играм, как «Высоко-низко», «Кто в домике живёт?», «Подумай и отгадай», «В лесу», «Весело-грустно», «Чудесный мешочек», «Кто самый внимательный», «Весёлые дудочки», «Загадки».
     В детском саду надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры: «Кукла шагает и бегает», «Ноги и ножки», «Кто как идёт?», «Кто как летит?», «Будем танцевать», «Передай мяч», «Змейка» и другие.












Более простые игры и упражнения можно использовать в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста, а упражнения посложнее – в старшем дошкольном возрасте.

    Формированию правильного дыхания могут помочь следующие звуки в сочетании с дыхательной гимнастикой.
    Звук «а».
    Стимулирует работу легких, трахеи и гортани. По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода.
Исходное положение - произвольное. Кладем правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вдыхаем и на выдохе протяжно произносим звук «а-а-а»… Тянем звук как можно дольше.  
    Для наращивания объема выдыхаемого воздуха просим ребенка протянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка.
    Игра «Веселые плакальщики».
    Упражнение, наряду с улучшением вентиляции легких, способствует снятию напряжения.
    Исходное положение - произвольное.
    Вначале провести беседу с ребенком.
    - Почему маленькие обезьянки плачут? Да они просто не поделили между собой банан! Давайте поможем им плакать, чтобы обида поскорее прошла.
   Приподнять голову, нахмурить брови, уголки губ опустить вниз. Сделать несколько коротких вдохов без выдоха, сопровождая их резкими прерывистыми движениями плеч и легкими протираниями глаз кулачками.
«Обезьян ты нынче видел?
Кто, скажи мне, их обидел?
Отчего они не скачут?»
«Две глупышки-обезьяны
Подрались из-за банана.
Разделить фрукт не сумели –
Оттого банан не съели!»
     Игра «Волшебный напиток».
    Упражнение улучшает вентиляцию легких.
    Исходное положение – сидя по-турецки. Перед детьми ставятся бокалы с водой (температура – 36-38 градусов).
- Представим, что мы превратились в добрых волшебников. Закройте на несколько секунд глаза, расслабьтесь и представьте, какие добрые дела вы хотели бы совершить. Откройте глаза и все вместе произнесите «волшебные» слова: «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров».
- А теперь отпейте немного «волшебной» водички и хорошенько прополощите ею полость рта. После этого поднимите голову вверх и со звуком «а-а-а…» прополощите горло, после чего проглотите ее.
    Упражнения звуковой и дыхательной гимнастики помогают при различных нарушениях в артикуляционной мускулатуре. У одной группы детей наблюдается спастичность артикуляционных мышц, т.е. повышение мышечного тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре. В этом случае можно использовать следующие упражнения.
    «Настольные часы».
    Игра способствует как расслаблению мышц шейного отдела, так и улучшению мозгового кровообращения.
    Исходное положение – сидя по-турецки. Ладони – на коленях. Можно выполнять и из положения стоя.
   - Представим, что мы превратились в маленькие настольные часики. Вспомним, как тикают часики. Произносим «тик» и наклоняем туловище в левую сторону так, чтобы правый бок растянулся как можно больше. Чувствуете, как напряглись мышцы? Со звуком «так» возвращаемся в исходную позицию. Делаем глубокий вдох и выдох. А теперь повторим наклон в правую сторону. Со звуками «тик» и «так» выполняем наклоны головы.
Тик-так, тик-так,
Мы идем за шагом шаг,
Ни минутки не теряем,
Время точно измеряем.
      «Сердитый ежик».
     Упражнение способствует мышечному расслаблению, стабилизирует состояние нервной системы.
    Исходное положение – стоя.
    - Представим, что мы превратились в ежика. Ежик бежал по лесу. Вдруг он заметил что-то подозрительное и остановился. Ежик свернулся в клубочек. Складываем руки перед грудью, обнимаем себя за плечи, опускаем голову и прижимаем к груди подбородок. Находясь в таком положении, со звуками «п-ф-ф» и «ф-р-р», произносимыми на одном дыхании, наклоняемся как можно ниже, не сгибая коленей и не отрывая ступней от пола. Вот и минула опасность. Ежик разворачивается и бежит дальше.
Ежа руками не возьмешь –
В клубок свернулся хитрый еж.
Колючий очень еж на вид,
На нас рассерженно фырчит:
«П-Ф-Ф, П-Ф-Ф, П-Ф-Ф,
Ф-р-р, ф-р-р, ф-р-р».
    «Столяр». 
    Упражнение способствует расслаблению мышц плечевого отдела.
    Исходное положение – произвольное.
    - Чем занимается столяр и какие у него инструменты? Представим, что мы превратились в столяра. Встаем около стола, немного над ним наклоняемся и со звуком «Стук-стук» имитируем забивание гвоздей молотком.
Руки столяра умелы –
Золотые руки!
Ладится любое дело,
Он не знает скуки!
Молотком стучит: «Стук-стук!
Гвоздикам я верный друг!»
    У другой группы детей нарушение мышечного тонуса проявляется в гипотонии. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания. Гипотония мышц мягкого неба препятствует достаточному движению небной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата нарушается вибрация голосовых складок. Сила голоса в этих условиях становится минимальной.
     С этими детьми проводятся следующие игры.
       «Колечко».
    Упражнение укрепляет мышцы языка и шеи.
    Исходное положение - произвольное.
    - Представим, что у нас во рту находится колечко. Потрогаем его кончиком языка, а потом прижмем к небу со звуком «л-л-л…» или «ль-ль-ль…» будем задвигать колечко как можно глубже. Теперь двигаем колечко к зубам. Колечко возле зубов? Тогда произнесем звук «о-о-о…»
Я с кольцом играю:
Я во рту кольцо катаю.
Быстро бегает кольцо
И поет: «Ль-ль-ль-о-о…»
    «Стрельба».
    Упражнение укрепляет мышцы глотки и губ.
    - Представим, что мы находимся на стрельбище. Сначала мы будем «стрелять из пулемета» - энергично и четко произносить на выдохе произносить «к-г, к-г». А теперь «постреляем из пистолета» - энергично и четко на выдохе произносим «пиф-паф», «пиф-паф».
«К-г, К-г, - застрочил пулемет. –
Неприятель не пройдет!»
«Пиф-паф, пиф-паф», - отвечает пистолет,
Выстрелив ему в ответ.
    Упрямые ослики.
    Упражнение укрепляет голосовые связки мышцы мягкого неба.
    Исходное положение – стоя.
    - Представим, что мы превратились в маленьких осликов. «Ослики» весело бегут по дорожке, высоко поднимая ноги. Но вдруг «ослики» останавливаются, они не хотят идти дальше и кричат на продолжительном выдохе: «И-а, и-а…».
Ослик бегал по дорожке,
У него устали ножки.
Ослик попросил овса,
Закричал: «И-а, и-а!»
     «Слоник».
    Упражнение способствует укреплению лицевых мышц.
    Исходное положение произвольное.
    - Представим, что мы превратились в доброго слоника, который решил умыться. «Набираем в хобот воду»: вытягиваем губы вперед и на вдохе имитируем всасывание воды. Задерживаем на несколько секунд дыхание и на выдохе «разбрызгиваем воду», выпуская через сжатые зубы воздух, произнося при этом звук «ф».
Я сегодня не скучал:
В хобот я воды набрал.
Если только захочу –
Всех водою окачу!
    У детей с неврологическими нарушениями снижена сила нервных процессов, наблюдается быстрый переход нервной клетки в состояние запредельного торможения. Нарушено равновесие между раздражительным и тормозным процессами. У одних детей выражена повышенная возбудимость, плаксивость, наклонность к аффективным реакциям, беспокойный сон, общая повышенная утомляемость и истощаемость. Другие вялы, пассивны, заторможены, забывчивы, плохо фиксируют свое внимание на заданиях, у них грубо снижена работоспособность.
    В работе с этими детьми помогут упражнения и произнесение следующих звуков.
    Звук «ы».
     Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма, снимает усталость, повышает работоспособность.
    Исходное положение - произвольное.
    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ы-ы-ы…» Тянем его как можно дольше.
    Звук «м».
    Произнесение звука положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память.
    Исходное положение произвольное.
    - Сложим кисти рук в «замок». Глубоко вдохнем и на выдохе протяжно произнесем звук «м-м-м…» Тянем его как можно дольше.
    Звуки «о-у-м».
   Произнесение звуков в данном порядке положительно воздействует на все отделы головного мозга.
    Исходное положение - произвольное.
    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки в следующем порядке «о-о-у-у, м-м-м-м…» Тянем их как можно дольше.
    Звук «в».
    Произнесение звука «в» стабилизирует состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга.
    Исходное положение - произвольное.
    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в-в-в…» Тянем его как можно дольше.  
    Звук «ч».
    Произнесение звука «ч» способствует профилактике бессонницы, а также положительно влияет на состояние организма в целом.
    Исходное положение произвольное.
    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ч-ч-ч…» Тянем его как можно дольше.
    «Зевота».
    Упражнение улучшает кровоснабжение сосудов мозга, помогает снять стресс.
    Исходное положение произвольное.
    - Представим, что день подошел к концу, и мы почувствовали усталость. Опускаем голову, широко-широко раскрываем рот и, не закрывая его, произносим «о-о-хо-хо-хо…» Вот и пришла к нам сладкая зевота. Позеваем еще немного, а теперь поднимем руки вверх и, не отрывая пяток от пола, потянемся высоко-высоко, после чего расслабим все мышцы.
Ночь настала, спать пора,
Трет глазенки детвора.
Ротики мы раскрываем:
Сладко перед сном зеваем.
    «Плаксы».
    Упражнение активизирует центральную нервную систему и позволяет снять усталость.
    Исходное положение - произвольное.
    - Представим, что мы превратились в плакс. А как ревут плаксы? Глубоко вдохнем и громко-громко поплачем, произнося звук «ы-ы-ы…»
Дети выполняют описываемые взрослым действия, затем перестают «плакать», «вытирают слезы» и все вместе танцуют.
Что же ты не скачешь?
«Ы-ы-ы» все плачешь?
Вытри слезки, улыбнись,
В круг с друзьями становись.
Будем вместе мы играть,
Будем петь и танцевать!
    «Гусь».
    Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.
    Исходное положение – стоя, ноги вместе. Руки опущены.
    - Представим, что мы превратились в гуся, гуляющего во дворе. Немного вытягиваем вперед шею, руки слегка расставляем и отводим их в стороны. Делаем глубокий вдох, а на выдохе наклоняемся вперед, вытягиваем шею и произносим: «ш-ш-ш…»
Во дворе гуляет гусь,
Выступает важно:
«Никого я не боюсь –
Я гусак отважный!»
«Ш-ш, - шипит сердито гусь. –
Уходите, я сержусь!»
    «Большой и маленький».
    Упражнение способствует нормализации психоэмоционального состояния.
    Исходное положение – стоя.
    - Представим, что мы выросли и стали большими-пребольшими. Глубоко вдохнем, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какой я большой!» Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какой я маленький!»
Совсем большой мой старший брат –
Пойдет он скоро в школу.
С ним поиграть всегда я рад,
Брат добрый и веселый!
А я хотя росточком мал,
Но все же очень я удал!
    У детей с неврологическими нарушениями наблюдается соматическая ослабленность, отклонения в нормальном функционировании внутренних органов. В этом случае помогает выполнение упражнений и произнесение следующих звуков.
    Звук «я».
    Произнесение звука положительно влияет на нижнюю часть легких, сердце, печень, желудок, избавляет от боли, придает уверенность в собственных силах.
     Исходное положение – произвольное.
    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «я-я-     Звук «и».
    Произнесение звука о я…» Тянем его как можно дольше.
чищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.
    Исходное положение – произвольное.
    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «и-и-и…» Тянем его как можно дольше. На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: ко лбу, к темени, к затылку, к шее, к груди, к верхней части живота.
    «Самолет».
    Упражнение способствует нормализации кровяного давления и улучшению работы почек.
    Исходное положение – стоя. Руки вытянуты в стороны.
    - Представим, что мы превратились в быстрый реактивный самолет. Наш самолет взлетает: со звуком «у-у…» не спеша передвигаемся, поочередно поднимая при выполнении виража «руки-крылья». Вот мы и в небе! Самолет набирает скорость: передвигаемся быстрее, чаще меняем положение «крыльев» - чем выше поднята одна из рук, тем выше произносим звук «у-у…» Пришло время возвращаться на землю. Идем на посадку: уменьшаем скорость движения, понижая при этом звук «у-у…» Останавливаемся, опускаем «крылья».
Самолет летит, как птица,
В синем небе серебрится.
А мотор гудит: «У-у-у,
Я пилоту помогу!»
    Таким образом, дыхательная и звуковая гимнастика в своей взаимосвязи имеют большое значение в оздоровительно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с неврологическими нарушениями. Дыхательную и звуковую гимнастику можно включать в структуру индивидуальных занятий после проведения массажа и артикуляционной гимнастики, а также использовать в качестве психогимнастики и физкультминуток при проведении фронтальных занятий.

Используемая литература:
Т.В.Нестерюк. Дыхательная звуковая гимнастика. – М., 2007.


Комментариев нет:

Отправить комментарий