Тема: «Формы работы и рекомендации музыкального руководителя»
Знакомясь с музыкой, ребёнок учится слушать и слышать,
выражать с помощью музыкальных звуков свои впечатления, учится творческой
деятельности и развивает эмоциональную отзывчивость.
Музыкальное воспитание способствует формированию
разносторонней личности ребёнка, приобщению его к национальной культуре и
общечеловеческим ценностям.
Ведущая роль в развитии музыкальности ребёнка
принадлежит окружающим его взрослым, которые могут создать условия для
успешного и гармоничного протекания этого процесса. Замечено, что ребёнок
проявляет большую активность, если может поделиться своими эмоциональными
впечатлениями с близким ему взрослым и найти у него поддержку. В современном
дошкольном учреждении таким человеком будет музыкальный руководитель —
педагог-музыкант, который последовательно и систематически занимается
музыкальным развитием детей в соответствии государственным стандартом
дошкольного образования.
Работа музыкального руководителя включает также
решение художественными средствами задач оптимизации жизненной позиции и
жизнедеятельности ребёнка, раннего выявления музыкально одарённых дошкольников,
приобщения детей к лучшим образцам мировой и национальной музыкальной культуры,
активной музыкально-творческой деятельности. В процессе музыкального воспитания
развиваются творческое воображение, память, внимание, мышление, зрение, речь,
координация движений и пространственная ориентация.
Музыкальному руководителю дошкольного учреждения важно так
выстроить отношения с родителями, чтобы они стали союзниками и помощниками
педагога. Самую первую встречу с родителями детей группы «первая младшая» можно
посвятить представлению деятельности музыкального руководителя.
Формы работы с
родителями
Формы общения с родителями могут быть разными,
например:
·
консультации, способствующие вовлечению родителей
в работу по музыкальному образованию дошкольников (консультирование по
интересующим мам и пап проблемам, привлечение родителей к процессу создания
предметно-пространственной развивающей среды; совместное изготовление
сценических костюмов, реквизита, декораций);
·
информационные стенды для родителей с
материалами, касающимися музыкального образования детей (загадки о музыкальных
инструментах, речевые игры, советы по проведению детских праздников дома), в
преддверии того или живого мероприятия —
Тематика встреч с
родителями
Темы встреч музыкального руководителя с
родителями могут быть следующими.
Для родителей детей 2-3
лет(первая младшая):
·
«Музыкальное развитие детей в дошкольном
учреждении».
·
«Роль и место музыки в жизни малышей».
·
«Как развивать музыкальность детей? »
Для родителей детей 3-4 лет(
вторая младшая):
·
«Влияние музыки на развитие речи детей».
·
«Влияние музыки на здоровье ребёнка (особенности
детского голоса и забота о нём)».
·
«Музыкально развитый ребёнок — здоровый ребёнок»
Для родителей детей
4—5 лет (средняя):
·
« Как организовать предмет-но-музыкальную среду
дома? »
·
«Детский музыкальный инструмент — игрушка и средство
развития музыкальных способностей детей».
·
«Неталантливых детей не бывает! Помогите малышу
раскрыть талант».
·
«Развитие у детей мелкой моторики и влияние её на
интеллект и мышление дошкольника».
Для родителей детей
5—6 лет:
·
«Какая музыка необходима детям?»
·
«Как научить ребёнка понимать музыку?»
·
«Как развивать музыкально-творческие способности
детей?»
·
«Музыкально-дидактические игры и их роль в
сенсорном воспитании».
·
«Развитие памяти, воображения и других
психических процессов средствами музыкального искусства».
Следует рекомендовать родителям дополнительные
занятия с детьми различными видами музыкальной деятельности, убеждая их, что
такие занятия способствуют полноценному воспитанию ребёнка. Известно, что
занимающиеся музыкой дети обычно прекрасно успевают в школе.
Организация
музыкальной среды
Одним из важных направлений работы с родителями
является помощь педагога в организации музыкальной среды. Такая среда позволяет
ребёнку накопить слуховые образы и выработать слуховое внимание. Хорошо
развитый музыкальный слух ускоряет формирование важных музыкальных навыков. Как
считают специалисты, слуховые образы должны накапливаться в «кладовой слуховой
памяти» ещё до использования их в речи или пении.
Насыщение детского слухового пространства
музыкальными звуками следует производить постепенно. Малыш должен слышать в
своём окружении мягкие, спокойно поющие голоса, мелодичную, простую по форме и
прекрасную по содержанию музыку, а не примитивные или жёсткие звуковые
сочетания.
Это требует от взрослых постоянной внутренней
работы над собой, своим культурным багажом, развитием способности воспринимать
музыку, интереса к лучшим образцам классической и популярной детской музыки.
Лишь на шедеврах можно воспитывать эстетический вкус маленьких слушателей.
Создание в семье
условий для занятий музыкой с детьми
На встречах с родителями музыкальному
руководителю стоит предлагать свои рекомендации по созданию в семье
благоприятных условий для музыкальных занятий ребёнка. Можно посоветовать
родителям пальчиковые игры с пением, ритмические игры, игры со звуками, с
шумовыми музыкальными инструментами. Следует предлагать мамам и папам сценарии
проведения семейных музыкальных праздников.
Чтобы родители стали активными участниками
педагогического процесса, можно предложить им на родительской встрече в группе
«Почемучки» (старшие) найти решение следующей педагогической ситуации.
Ребёнок пришёл домой и делится своими
впечатлениями: «Ау нас сегодня был концерт! Мы слушали музыку Петра Ильича
Чайковского. Знаешь, папа, оказывается, он написал балет “Щекунчик”. Помнишь,
мы смотрели мультик?..» Но папа не дал ему закончить рассказ: «Да что ты всё
про Чайковского? Вон включи магнитофон и слушай, сколько хочешь. А вообще-то
музыка не хлеб — и без неё прожить можно». Вопросы: как бы вы отреагировали на
эту ситуацию? Какие советы дали бы папе?
Общение между взрослым и ребёнком в процессе
восприятия музыки значительно облегчится при следовании нескольким правилам:
·
Нужно стремиться к обогащению арсенала мимических
выражений ребёнка. Мимика — самое доступное и интуитивно понятное и всех
невербальных средств коммуникации. Каждую из выбранных для представления малышу
мелодий следует сопровождать определённым выражением лица, помогая ребёнку
находить взаимосвязь между эмоциями, выражаемыми музыкой, и их отражением на
лице. Детям очень нравится приём «Мимическое зеркало», который способствует
освоению мимических выражений.
·
Полезно играть с ребёнком в пальчиковые игры —
маленькие запоминающиеся этюды, направленные на развитие мелкой моторики рук и
способствующие раскрепощению ребёнка.
·
Создание личного жестового словаря формирует у
ребёнка основы музыкальности. Жесты и движения всего тела во много раз
увеличивают возможности проявления ребёнка в сфере выражения чувств, вызванных
музыкой, и тем самым позитивно влияют на его музыкальность.
·
Музыка в семье может использоваться как в форме
занятий с детьми, так и в виде развлечения, а также как спонтанное
самостоятельное музицирование ребёнка.
Музыка может служить и фоном для другой его
деятельности (рисования, тихих игр). Такое восприятие, не сопровождающееся
беседой, полезно для обогащения музыкальных впечатлений дошкольников,
накопления слухового опыта.
Детям следует привыкать к слушанию произведений,
созданных в различных музыкальных стилях. Так, например, во время утренней
гимнастики малыша следует отдать предпочтение танцевальным, ритмичным мелодиям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий